Противотуберкулезный иммунитет

Вопрос стоит иначе, а именно, какие реакции ПЧЗТ могут оказывать благоприятное, а какие отрицательное действие на развитие туберкулезного процесса. Прямым указанием на правомочность такой постановки вопроса являются различная (противоположная) динамика разных тестов ПЧЗТ in vitro при туберкулезе и вакцинации БЦЖ, а также данные о синтезе двух групп лимфоцитарных медиаторов в зависимости от состояния сенсибилизированных к микобактериям доноров лимфоцитов (М. М. Авербах и др., 1972, 1973, 1974).

Эти наблюдения послужили основанием для предположения (М. М. Авербах и др., 1973, 1974) о том, что либо существуют две субпопуляции лимфоцитов-эффекторов ПЧЗТ, либо под влиянием антигена в лимфоците дерепрессируется участок генома, что приводит к активации синтеза одного вида медиаторов, и одновременно к блокаде синтеза другого типа медиаторов.

Раскрытие сущности этих процессов — основа для полного понимания роли различных реакций ПЧЗТ в противотуберкулезном иммунитете.

В области исследований толерантности при инфекциях, в том числе при туберкулезе, пока все строится на предположениях и допущениях и почти нет конкретных данных, свидетельствующих о том, что этот феномен играет какую-то определенную роль в патогенезе инфекционного процесса.

Вместе с тем, поскольку инфекционный процесс, а также вакцинация против инфекций связаны с длительной персистенцией антигенов в организме, причем в зависимости от конкретной ситуации антигены могут присутствовать и в больших и в малых количествах, вполне логично предположить развитие в этих случаях толерантности.

В этой главе изложены материалы по изучению толерантности на самых различных моделях и высказаны некоторые предположения о том, как можно пытаться перенести результаты теоретических исследований в область инфекционной иммунологии, в частности иммунологии туберкулеза.

admin

Сейчас читают: